фото школы

сайт учителя информатики



  
  © Ахмедова Е.В.
почта на главную

Внеклассная работа


На уроках информатики очень удачно осуществляется личностно-ориентированное обучение. Обучение школьников в условиях постоянного доступа к компьютеру обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии обучающихся.
Организация внеклассной деятельности — это не продолжение урока, и не добавка к уроку, и даже не модификация урока. Обучаемые убеждены, что все, что происходит за пределами урока, производится добровольно, поэтому — должно быть приятно и полезно. Во внеурочной работе применяются такие методы, которые в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самореализации индивидуальности — это дополнительные курсы, дистанционное обучение, олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы-проекты, предметные недели. При организации такой внеклассной формы групповой работы подход к обучению может быть только личностно-ориентированным: обучение в малых группах по принципу сотрудничества. В группе во время занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, каждый может сказать на занятиях: «Это интересно!», «Это моё мнение!», «Это я сделал сам!».
Во многих случаях достаточный эффект достигается осознанием такого простого факта, что всегда найдется тот, кто сможет дать небольшую консультацию: указать адрес нужного сайта или предложить вариант конкретного решения. Кроме массы положительных момен-тов этического и познавательного плана, взаимопомощь реально разрешает проблему перегруженности учителя, который порой бывает не в состоянии ответить на бесконечное число одновременно задаваемых вопросов. Велика и социальная значимость дружественной атмосферы проектной деятельности, благодаря которой ученики начинают понимать, что помощь может приходить к ним из разных источников, и, постепенно овладевая навыками общения со своими сверстниками, осознавать, что опыт и умения их товарищей нередко оказываются полезными и нужными всем. Важнейшим отношением в совместной деятельности учителя и обучаемого, как на уроке, так и во внеклассной работе, является отношение «человек — человек», и именно оно выступает в качестве главного, ведущего, доминирующего на всех этапах и уровнях деятельности учителя. Интеллигент будущего, каким мне хочется видеть каждого своего ученика, невозможен без умения эффективно и плодотворно использовать электронного «партнера» в своей работе. Но он перестал бы быть интеллигентом, если бы компьютер заслонил ему Человека. Неважно, что созданная ими, компьютерная программа будет по-детски наивной и несовершенной с точки зрения профессионала, важно, что старшеклассники, реализовали в ходе выполнения проекта свой творческий потенциал.
Наши школьники участвовали в Областном конкурсе по компь-ютерным технологиям «Мой родной край», организованном губернатором Д.Зелениным. Работы 8 обучающихся напечатаны в альманахе «Мой край», 10 обучающихся получили бесплатные путёвки во Всероссийский лагерь компьютерных технологий «КомпьютериЯ». На Областном конкурсе по компьютерным технологиям «Компьютерная фантазия» Соловьёв Денис, Агеев Алексей, Павлушов Михаил представили мультимедийный проект «Мега», Канарейкина Анастасия - презентацию о проведённой экологической работе по исследованию острова Кличен. На VI - Всероссийской компьютерной конференции «Компьютерные технологии - школьникам России», проводимой в Санкт-Петербурге, Соловьёв Денис награждён дипломом. Но есть и огорчения, мы получили приглашение на участие во Всероссийском молодежном фестивале информатики и программирования. И есть ребята, увлечённые идеями IT – технологий, которые с гордостью смогли бы защитить честь родной школы и города, да за участие команды необходимо было заплатить оргвзнос в размере 25000 рублей. Финансирование участия в мероприятии осуществляется за счет на-правляющей стороны. А спонсоров мы так и не нашли. Жаль, что в нашей стране развитие талантов ещё во многом зависит и от их финансового благополучия.
С 2000г. наша школа успешно сотрудничает с Негосударственным учреждением дополнительного образования Учебным центром фирмы «Андреев софт» города Твери. Ежегодно по программе двух и четырехлетнего непрерывного образования, разработанной совместно с Учебным центром, у меня обучается около 120 обучающихся 3-11 классов, а также обучаемые из других школ, профтехучилищ и техникумов нашего города. Выпускники компьютерных курсов получают два диплома, один из которых диплом государственного образца о присвоении квалификации «Оператор ЭВМ 2 разряда», несколько человек уже работают по данной специальности. Фирма «Андреев Софт» обеспечивает льготы в обучении детям из неблагополучных и малообеспеченных семей.
С 2004 года школа - участник пилотного проекта IT Academy, организованного при содействии фирмы Microsoft. Я прошла обучение в Центре «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана по программе Microsoft IT Academy, по окончании, которого было успешно пройдено тестирование и получен сертификат Microsoft, так же я стала автори-зованным преподавателем по программе Microsoft IT Academy. Участвуя в пилотном проекте, шестеро обучающихся нашей школы успешно сдали сертификационные экзамены и получили международные сертификаты Microsoft Office Specialist (MOS), что подтверждает очень высокое качество образования обучающихся. Это дает возможность учащимся продолжать свое образование и достигать дальнейших ступеней международной сертификации как MOS, так и ECDL «Европейские компьютерные права». Эти сертификаты признаны в 140 странах мира. Ежегодно обучаемые проходят тестирование и получают всероссийские сертификаты Общества «Знание» России по самым современным и востребованным направлениям информационно-коммуникационных технологий.
Еще одним преимуществом информатизации обучения станет другое отношение к контролю, к экзаменам. Интерактивная сеть позволит учащимся экзаменовать самих себя постоянно в спокойной обстановке, используя всевозможные формы самотестирования. В этом случае официальные экзамены перестанут навевать столько опасений и приносить столько сюрпризов. И, наконец, новые технологии не приведут к изоляции обучающихся друг от друга. Одна из важнейших целей образования - научить обучаемых работать в коллективе, общаться со своими сверстниками с помощью сети Интернет.

Обобщающая игра "СВОЯ ИГРА"
Цели:
• Повторение, закрепление и углубление материала по темам: “История развития вычислительной техники”, “Единицы измерения информации”, “Файловая система”, “Всемирная паутина”, “Аппаратное обеспечение компьютера”, “Программное обеспечение”, “Системы счисления”, “Алгоритмы”.
• Стимулирование познавательного интереса обучающихся к данной теме и предмету в целом.
• Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
• Формирование чувства коллективизма и здорового соперничества, умения отстаивать свои взгляды.
• Развитие умственной деятельности, памяти, умения логически мыслить.
• Повышение мотивации обучающихся на уроке за счёт игровой формы работы.
Технология: групповая и индивидуальная работа.
Оборудование: интерактивная доска (для показа мультимедийной презентации “Своя Игра”), компьютер (для оперативного подсчета результатов в программе Microsoft Excel), сигнальные карты (дискеты), канцелярские принадлежности, 2 листа (А4) для финального раунда, диски фонограмм (для исполнения музыкальных номеров).
Участвуют две команды 10-х классов (10 “А” и 10 “Б”). В каждой команде 5 человек.
План урока:
1. Организационный момент (5 мин).
2. Представление команд (3 мин).
3. “Своя Игра” (40 мин: 10 мин – время одного раунда, 5 мин – время музыкальных номеров).
4. Подведение итогов и награждение победителей (5 мин).
Подготовительная работа:
1. Повторить пройденный материал.
2. Придумать название команды, выбрать капитана, сделать эмблему.
3. Составить и оформить газету по информатике.
ХОД ИГРЫ:
I. Организационный момент (знакомство с правилами игры).
ПРАВИЛА
"Своя Игра" состоит из трех раундов и финального раунда.
Каждый раунд состоит из 4 тем по 5 вопросов в каждой (20 вопросов).
Вопросы располагаются слева направо, по возрастанию степени сложности:
I раунд – стоимость вопросов (от 100 до 500), II раунд – стоимость вопросов (от 200 до 1000), III раунд стоимость вопросов (от 300 до 1500).
Начинают игру команды по жребию (бросание монеты или у кого газета по информатике интереснее). Выбор темы и стоимости вопроса осуществляет капитан. Ведущий зачитывает вопрос. Команда ведет обсуждение и, если готова, поднимает сигнальную карту. Команде, первой поднявшей сигнальную карту, предоставляется возможность ответа на вопрос. Обсуждение на этом заканчивается. Капитан указывает на игрока, который будет отвечать (или отвечает сам). Если команда отвечает правильно, то ей предоставляется право выбора следующего вопроса, если она отвечает неправильно, то право ответить на этот же вопрос предоставляется другой команде.
Правильный ответ прибавляет количество очков к общей сумме команды. Неправильный ответ на обычный вопрос не уменьшает общее количество очков.
Кроме того, в игре имеются необычные вопросы: “Вопрос-аукцион” и “Кот в мешке”.
“Вопрос-аукцион” достается команде, выбравшей данный вопрос, и позволяет ей повысить стоимость вопроса в пределах накопленной командой суммы.
Правильный ответ на “вопрос-аукцион” увеличивает общее количество очков команды на ставку, сделанную командой в аукционе, неправильный – уменьшает.
Если команда попадает в выборе вопроса на “Кота в мешке”, то она автоматически передает его другой команде.
Правильный ответ на вопрос “Кота в мешке” увеличивает общее количество очков команды на стоимость данного вопроса, неправильный – уменьшает.
Каждый следующий раунд начинает команда, набравшая меньшее количество очков.
В игре могут участвовать и болельщики. Каждая команда может воспользоваться помощью болельщиков 1 раз в раунде (кроме финала).
Финальный раунд (“Своя игра”) представляет пять возможных тем раунда. Команды одна за дру-гой убирают темы, которые им не нравятся (Начинает убирать команда, набравшая меньшее количество очков), до тех пор, пока не останется одна тема.
Далее команды делают ставку в пределах своей накопленной суммы. Задается вопрос. Команды думают над ним в течение 40 секунд, записывают ответ на бумаге, и зачитывают его. Правильный ответ в финальном раунде увеличивает общую сумму команды на сделанную ставку, а неправильный – уменьшает.
Подсчет очков производится автоматически в программе MS Excel независимыми экспертами (старшеклассниками).
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

II. Представление каждой команды (название команды, эмблема, подготовленная газета)
III. Своя игра (сопровождается показом слайдов презентации)
I раунд
История развития вычислительной техники.
100 Этот немецкий философ, математик, создал первую вычислительную машину, способную вы-полнять все четыре действия арифметики (1673 г., окончательный вариант в 1694 г. был подарен Петру Первому). Ответ. Годфрид Лейбниц
200 В этом году командой во главе с талантливым изобретателем, доктором Тэдом Хоффом был создан первый микропроцессор Intel 4004.
Ответ. 1971 г.
300 Известно, что 3030’’ – марка знаменитой винтовки. Почему же накопитель, представленный фирмой IBM в 1973 году и все жесткие диски в дальнейшем получили название “Винчестер”?
Ответ. Накопитель состоял из двух дисков по 30 Мб в каждом
400 На каком из имеющихся изображений расположена Малая Электронная Счетная Машина 1951 года выпуска.
Ответ. На 1-ом
500 В 2002 году количество проданных персональных компьютеров в мире (с момента их появле-ния в 1981 году) перевалило за эту цифру.
Ответ. 1 млрд
Единицы измерения информации
100 Минимальная единица измерения информации.
Ответ.
200 Какое количество информации получит второй игрок после первого хода первого игрока в игре крестики–нолики на поле 4 х 4?
Ответ. 4 бита
300 (Вопрос-аукцион) Заполните пропуски числами: ____ Кбайт = ____ байт = 16384 бит
Ответ. 2 Кбайт = 2048 Кбайт = 16384 бит
400 Во сколько раз увеличится информационный объем страницы текста (текст не содержит управляющих символов форматирования) при его преобразовании из кодировки MS-DOS (таблица кодировки содержит 28 = 256 символов) в кодировку Unicode (таблица кодировки содержит 216 = 65536 символов).
Ответ. В 2 раза
500 Племя Мульти имеет 32-х символьный алфавит. Племя Пульти использует 64-х символьный алфавит. Вожди племен обменялись письмами. Письмо племени Мульти содержало 80 символов, а письмо племени Пульти – 70 символов. Сравните объемы информации, содержащейся в письмах.
Ответ. Объем письма пл. Мульти – 400 бит и пл. Пульти – 420 бит
Файловая система
100 Организованный набор данных, имеющий имя, хранящийся в долговременной памяти Ответ. Файл
200 Какое из этих расширений не является расширением командного файла:
1) EXE,
2) BAT,
3) BMP,
4) COM.
Ответ. 3) BMP
300 Он содержит имя файла и указывает на начало его размещения на диске.
Ответ. Каталог
400 (Кот в мешке '800') При этой операции расположение файлов и папок на диске упорядочивается, а часто, за счет более компактного и экономичного их размещения, еще и экономится часть дискового пространства.
Ответ. Дефрагментация
500 Какое максимальное количество символов может иметь имя файла в операционных системах Windows и MS-DOS.
Ответ. В Windows – 255, в MS-DOS – 8
Всемирная паутина
100 Отдельные гипертекстовые документы, которые в совокупности составляют Web-сайт
Ответ. Web-страница
200 В 1999 году в Интернете впервые появились музыкальные файлы в таком формате
Ответ. MP3
300 Это специальным образом организованный текст, в который включены гиперссылки, позволяющие пользователю мгновенно перейти на другие ресурсы.
Ответ. Гипертекст
400 Какая из этих поисковых систем не Российская YANDEX; APORT; GOOGLE; RAMBLER
Ответ. GOOGLE
500 Как называется программа или компьютер, пропускающий через себя поток поступающей из сети информации с целью обезопасить компьютер или сеть от несанкционированного доступа
Ответ. Брандмауэр
В перерывах между раундами “Музыкальная пауза”.
Гости (младшие школьники) показывают небольшую сценку или исполняют песню на компьютерную тематику.
II раунд
Кто есть кто в компьютерной истории
200 Ученый, предложивший принципы построения ЭВМ.
Ответ. Джон фон Нейманн
400 Как звали лионского ткача, создавшего первое в мире программируемое устройство – ткацкий станок, который мог самостоятельно по заданной “программе”, хранившейся на перфокарте, укра-шать ткань узорами? Ответ. Жозеф-Мари Жаккар
600 Назовите двух студентов-основателей фирмы Microsoft.
Ответ. Пол Ален, Билл Гейтс
800 (Вопрос-аукцион) Первая в мире женщина-программист.
Ответ. Ада Августа Лавлейс
1000 Академик, создатель советского компьютера - малой электронной счетной машины (1951), первого не только в СССР, но и во всей Европе, устройства, способного хранить программу в собственной памяти.
Ответ. Сергей Александрович Лебедев
Аппаратное обеспечение компьютера
200 При выключении компьютера вся информация из этого устройства стирается.
Ответ. Оперативная память
400 Скажите, что скрыто за знаком вопроса.
Ответ. BIOS
600 Так называют аппаратное обеспечение компьютера (“железо”).
Ответ. Hardware
800 Из имеющихся здесь плат расширения покажите, пожалуйста, видеокарту.
Ответ. На 3-ем рисунке
1000 (Кот в мешке '1200') Кто из этих людей в 1948 году в своей работе “Теория массовых комму-никаций” описал двоичную структуру любой информации и впервые использовал термин BIT применительно к информатике?
Ответ. Клод Шеннон
Долговременная память
200 Назовите устройство, изображенное на рисунке.
Ответ. Жесткий диск
400 Гибкий магнитный диск, помещенный в пластмассовый корпус.
Ответ. Дискета
600 Лазерный компакт-диск емкостью до 700 Мб.

Ответ. CD-ROM
800 Эти карточки разного формата служат для хранения информации в фотоаппаратах, плеерах, карманных компьютерах.
Ответ. Карты flash-памяти
1000 Использование лазера с меньшей длиной волны (405нм против 635нм у DVD) заставило дорожки на 12-сантиметровом диске “теснее сплотить ряды”, результатом чего стал объем 23 Гб на одну сторону этого диска.
Ответ. Blue Ray диски
Программное обеспечение
200 Назовите программу для обработки изображений.
Ответ. Adobe Photoshop
400 Базовая программа, обеспечивающая совместное функционирование всех устройств компью-тера и предоставляющая пользователю доступ к его ресурсам.
Ответ. Операционная система
600 (Вопрос-аукцион) Назовите программу для работы с архивами: DrWeb; WinRAR; ACDSee; FineReader
Ответ. . WinRAR
800 Специальная программа, управляющая взаимодействием программ и приложений с устройством.
Ответ. Драйвер
1000 Так называют бесплатное программное обеспечение компьютера.
Ответ. Hardware
В перерывах между раундами “Музыкальная пауза”.
Гости (младшие школьники) показывают небольшую сценку или исполняют песню на компью-терную тематику.
III раунд
Системы счисления
300 101,01 2 . 10 2 = ?
А) 101012 ; B) 1010,12 ; C) 10,1012 ; D) 101,012
Ответ. B) 1010,12
600 (Кот в мешке '800') В 1982 году, по мнению журнала “Тайм”, он получил звание “Человек года”
Ответ. Персональный компьютер
900 10111 2 = ? 10
А) 23;
B) 22;
C) 46;
D) 39.
Ответ. А) 23
1200 49 10 = ? 16
А) 48;
B) 50;
C) 73;
D) 31.
Ответ. D) 31
1500 (Вопрос-аукцион) 7 8 + 43 8 = ? 8
Ответ. 52
Устройства ввода-вывода информации
300 Назовите устройство, не являющееся устройством вывода информации.
Ответ. Клавиатура
600 Назовите устройство, не являющееся устройством ввода информации. Ответ. Монитор
900 Существуют следующие типы этих устройств: ручные, планшетные, протяжные. Все они предназначены для перевода напечатанных изображений в цифровой, компьютерный формат.
Ответ. Сканеры
1200 В 1963 году Дуглас Энгельбарт впервые продемонстрировал публике “бабушку” всех сегодняшних этих устройств, походившую на большой утюг на двух деревянных колесиках.
Ответ. Компьютерная мышь
1500 (Вопрос-аукцион) Назовите устройство печати плакатов.
Ответ. Плоттер
Мультимедиа
300 Мультимедийными называют именно такие программы
Ответ. Программы, в которые могут работать с несколькими видами информации: графической, звуковой, видео
600 В состав средств мультимедиа-компьютера обязательно входит…
A) принтер,
B) проекционная панель,
C) CD-ROM-дисковод и звуковая плата,
D) модем.
Ответ. C) CD-ROM-дисковод и звуковая плата
900 Какая из перечисленных программ не используется для работы со звуком?
A) WinAmp;
B) Corel Draw;
C)Sound Forge;
D)CoolEdit.
Ответ. Corel Draw
1200 (Вопрос-аукцион) Какая из представленных игр является стратегией?
Ответ. 4-ая
1500 Эти программы не позволяют редактировать текст, графику, звук или видео. Их задача скромнее – проиграть музыкальную композицию или вывести на экран картинку
Ответ. Плееры и вьюверы
Алгоритмы
300 Это точное предписание, определяющее процесс преобразования объекта из начального со-стояния в конечное в виде последовательности команд.
Ответ. Алгоритм
600 (Кот в мешке '700') Как называется специальное меню, содержащее набор команд, связанных с текущим объектом? В операционной системе Windows 95982000XP это меню всегда открывается щелчком правой кнопкой мыши на объекте
Ответ. Контекстное меню
900 Чему равнялось значение переменной А в начале алгоритма?
Ответ. 6
1200 Чему равно значение переменной S после выполнения алгоритма?
Ответ. 8
1500 Сколько звездочек будет напечатано после выполнения алгоритма?
Ответ. 4
В перерыве между III раундом и финальным раундом “Рекламная пауза”.
Участники показывают небольшую сценку (домашнее задание).
Финальный раунд (Своя Игра)
Темы:
1) Системы счисления.
2) Клавиши.
3) Вирусы.
4) Операционные системы.
5) Интернет.
Системы счисления
В позиционной системе счисления с таким основанием выполняется равенство: 3 х 3 = 12
Ответ. 7
Клавиши
Одновременное нажатие этих двух клавиш отменяет предыдущее действие
Ответ. Ctrl+Z
Вирусы
Эта группа вирусов распространяется не на исполняемых файлах, а на документах, подготовлен-ных в программах из комплекта Microsoft Office
Ответ. Макровирусы
Операционные системы
Работа над этой операционной системой была начата в 1991 году, а закончена в 1993. За счет от-крытости архитектуры ядра и бесплатности она сумела в кратчайшие сроки завоевать мир
Ответ. Linux
Интернет
Они имеют высокоскоростное соединение своих серверов с Интернетом, что позволяет им предоставлять пользователям доступ к Интернету на коммерческой основе по коммутируемым телефонным линиям
Ответ. Провайдеры
Подведение итогов и награждение победителей
Независимые эксперты суммирует все баллы в таблице MS Excel, объявляет победителей. Идет награждение команд под бурные аплодисменты.
Далее разбирается весь ход игры. Учитель акцентирует внимание на удачных решениях, разбираются задания, с которыми не справились команды

[Начало страницы]

Hosted by uCoz