© Ахмедова Е.В.
|
Элективные курсы
Программа элективного курса
«Компьютерная графика»
Пояснительная записка
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. Поставлена задача создания системы совершенствования подготовки (профильного обучения) и социализации обучающихся с учетом реальных потребностей труда.
Обновление образования в старшей школе состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным. Социологические исследования показывают, что более 70% старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных дисциплин и углубленно изучать те, которые выбираются для специализации.
Выпускники основной школы стоят перед необходимостью предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Период окончания школы характеризуется для ученика активизацией процессов личностного, жизненного и профессионального самоопределения, становления его внутренней позиции как устойчивого отношения к себе, к миру и различным видам деятельности. Необходимое условие самоопределения выпускников основной школы – предпрофильная подготовка через организацию курсов по выбору.
Основная функция курсов по выбору – профориентационная. Необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению учеником самого механизма принятия решения, освоения «поля возможностей и ответственностей».
Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции: одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных курсов на заданном стандартном профильном уровне, другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и построения индивидуальных образовательных траекторий.
Область информатики, занимающаяся методами создания и редактирования изображений с помощью компьютеров, называют компьютерной графикой. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе. Это — исследователи в различных научных и прикладных областях, художники, конструкторы, специалисты по компьютерной верстке, дизайнеры, разработчики рекламной продукции, создатели Web-страниц, авторы мультимедиа-презентаций, медики, модельеры тканей и одежды, фотографы, специалисты в области теле- и видеомонтажа и др. Как правило, изображения на экране компьютера создаются с помощью графических программ. Это растровые и векторные редакторы, программы создания и обработки трехмерных объектов, системы автоматизации проектирования, настольные издательские системы и др.
Настоящая программа описывает курс, предназначенный для работы с детьми, желающими обучиться основами современной компьютерной графики, а также позволяет получить практические навыки работы в растровых и векторных редакторах. Основное внимание в курсе «Компьютерная графика» уделяется созданию иллюстраций и редактированию изображений, т.е. векторным и растровым программам. Создание же трехмерных изображений на экране компьютера — достаточно сложная задача, и ее надо рассматривать в отдельном курсе.
Курс «Компьютерная графика» отличает широта, востребованность его образовательных результатов. Знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные у школьников при его изучении, будут востребованы не только в выбранной ими последующей профессиональной деятельности, но и уже в школе. Старшеклассники могут использовать эти умения для визуализации результатов собственных учебных проектов, исследовательской деятельности в физике, химии, биологии, экономике и других предметах, в докладах, мультимедийных презентациях, при создании Web-сайтов и т.д.
Это один из разделов информатики, интерес к которому у детей очень велик. Элективные курсы позволяют поддерживать интерес к предмету и развивать творческие способности учащихся. В программе курса рассмотрены наиболее распространённые графические редакторы: Paint, графический редактор, встроенный в Word, MS Publisher, Corel Draw, Adobe Photoshop.
Цели и задачи курса:
§ дать глубокое понимание принципов построения и хранения изображений;
§ изучить форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;
§ ознакомиться с понятиями векторной и растровой графики, теорией цвета;
§ рассмотреть применение основ компьютерной графики в различных графических программах;
§ научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ;
§ научить выполнять обмен графическими данными между различными программами.
§ умение решать принципиально новые задачи, порожденные привнесенным информатикой новым информационным подходом к анализу окружающей действительности;
§ развить интерес школьников к предмету “Информатика и информационные технологии”.
§ содействовать формированию у школьников образного и креативного мышления;
§ развить навыки анализа и самоанализа;
§ формирование умения планировать свою деятельность.
Актуальность программы осуществляется тем, что учащиеся должны понимать значение информационных технологий в жизни общества, уметь выделять систему понятий, характерную для конкретной образовательной области, пользоваться ей, расширять её объём, уметь переносить полученные знания, способы и приёмы деятельности из одной образовательной области в другую.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются:
· актуальность;
· доступность;
· наглядность;
· целостность;
· системность содержания вопросов и заданий;
· практическая направленность;
Системность содержания обеспечивается логикой развертывания учебного процесса.
Практическая направленность содержания обеспечивает развитие логического мышления, умения анализировать, выделять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы, даёт практические навыки работы с графической информацией.
Инвариантность содержания – программа применима для разных групп учащихся, что достигается обобщённостью включенных в неё знаний, отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения, модульными принципами построения, разнообразием проектных и практических работ.
Полнота содержания содержит все сведения, необходимые для достижения целей и задач обучения.
Предлагаемый учебный курс для предпрофильной подготовки девятиклассников должен помочь учащимся усвоить основные базовые понятия: вектор, растр, информация, инструменты программ, среда разработки приложения; расширить знания о методах сбора и обработки информации.
Учащиеся должны сформировать умения работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, планировать свою деятельность, ориентироваться в средах программирования, анализировать, выделять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
Курс является ориентационным в системе предпрофильной подготовки:
· способствует расширению кругозора и включает оригинальный материал,
выходящий за рамки школьной программы,
· расширяет кругозор учащихся,
· осуществляет учебно-практическое знакомство с проблемой методов и принципов по-строения компьютерной графики.
Реалистичность программы выражается в том, что она может быть изучена за 34 часа в первом или втором полугодии, либо любом триместре.
Организация учебной работы учащихся направлена на выполнение самостоятельной, проектной, творческой работы учащихся. Все задания, вопросы рассчитаны на работу учащихся на уроке и подразумевают использование методик разноуровневого, группового, парного обучения, дифференцирует подачу учебного материала, а зависимости от возможности каждого ребёнка.
Образовательные результаты:
Учащиеся должны овладеть основами компьютерной графики, а именно должны знать:
• особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
• особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
• методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
• способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
• способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
• методы сжатия графических данных;
• проблемы преобразования форматов графических файлов;
• назначение и функции различных графических программ.
В результате освоения практической части курса учащиеся должны уметь:
1) создавать собственные иллюстрации, используя главные инструменты векторных программ, а именно:
• создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
• выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, вращение ,масштабирование, зеркальное отражение);
• формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
• закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
• работать с контурами объектов;
• создавать рисунки из кривых;
• создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объек-тов; получать объёмные изображения;
• применять различные графические эффекты (объём, тень, фигурная подрезка);
• создавать надписи, заголовки;
2) редактировать изображения в растровых редакторах, a именно:
• выделять фрагменты изображений с использованием различных инструментов;
• перемещать, дублировать, вращать выделенные области;
• редактировать фотографии с использованием различных средств художественного оформления;
• сохранять выделенные области для последующего использования;
• выполнять тоновую и цветовую коррекцию изображений;
3) выполнять обмен файлами между графическими программами.
Межпредметные связи:
Знания, полученные при изучении курса «Компьютерная графика», учащиеся могут использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний — физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа-презентации, размещеного на Web - странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
Формы проведения занятия:
1. Семинарские занятия с элементами лекций.
2. Практические работы.
3. Презентации.
4. Демонстрация графических изображений.
5. Проектная деятельность.
Основные способы (критерии) оценивания результативности учащихся:
1. Психолого-педагогический анализ наблюдений деятельности учащихся.
2. Рейтинговые оценки.
3. Выполнение заданий.
4. Защита проектов.
Преподаватель с учетом своих возможностей и школы, образовательных запросов и интере-сов учащихся может корректировать предлагаемую программу, изменять количество учебных ча-ов. Изучение данного курса возможно в городских и сельских школах.
Система оценивания достижений учащихся, включает результаты зачетов, презентаций, практических и проектных работ, по итогам которых выдается сертификат в Портфолио обучающегося.
Тематическое планирование элективного курса
по информатике и ИКТ "Компьютерная графика".
предпрофильная программа для 9 классов
(программа рассчитана на 34 часа)
№ | Тема | Кол часов. | Проектные работы,зачёт
| 1. | Техника безопасности при работе на компьютере. Аппаратная реализация компьютера. Графический интерфейс Windows'ХР | 1 | |
2. | Файлы и файловая структура. | 1 | |
3. | Основные файловые операции. | 1 | |
4. | Практическая работа №1."Создание графических файлов". Анализ расширения файла. | | 1 |
5. | Растровая и векторная графика. Достоинства и недостатки. | 1 |
|
6. | Цветовые модели в компьютерной графике. Презентация. | 1 |
|
7. | Графический редактор Paint. Основные инструменты, палитры цветов, графические примитивы. Практическая работа №2. "Геометрические тела". | | 1 |
8. | Редактирование изображений в растровом редакторе Paint, ко-пирование, перемещение объекта. | 1 | |
9. | Метод конструктора – базовая технология работы с графикой. | 1 |
|
10. | Практическая работа №3. "Схема проезда. План квартиры." | | 1 |
11. | Ввод текстового изображения. Интерактивное обучение в Paint. | | 1 |
12. | Групповая проектная работа №1. "Моделирование в растровом редакторе". | | 2 |
13. | Векторная графика в MS Word. WordArt – фигурный текст. | 1 | |
14. | Автофигуры, виды заливок, эффект объёма и тени. Практическая работа №4. "Фотовыставка". | | 1 |
15. | Проектная работа №2. "Моделирование паркета". | | 1 |
16. | Вставка растрового рисунка (Print Screen, рисунок из файла) | 1 | |
17. | Clip Art – библиотека клипов. Практическая работа №5 "Реклама турагентства". | | 1 |
18. | Групповая проектная работа №3. "Моделирование в векторном редакторе". | | 2 |
19. | MS Publisher, назначение и возможности программы. | 1 |
|
20. | Практическая работа №6 "Создание буклета, Поздравительная открытка. Шаблоны". | | 1 |
21. | Проектная работа №4. "Моделирование календаря в среде MS Publisher". | | 1 |
22. | Введение в программу Corel Draw. | 1 | |
23. | Основы работы с объектами. Графические примитивы. | 1 |
|
24. | Закраска рисунков. Виды заливок. | 1 | |
25. | Методы упорядочивания и объединения объектов. Кривые Бизье. Практическая работа №7 "Логотип фирмы". | | 1 |
26. | Работа с текстом. Спецэффекты. Кисть Artistic Media | 1 | |
27. | Групповая проектная работа №5 "Моделирование в среде Corel Draw". | | 1 |
28. | Введение в программу Picture Manager. | 1 | |
29. | Обработка фотографий | | 1 |
30. | Проектная работа №6. Фотогалерея «Мой класс, моя школа» | | 1 |
31. | Итоговая зачётная работа | | 1 |
32. | Обобщающий урок по курсу «Компьютерная графика» | 1 | |
| Итого: | 16 | 18 |
Содержание курса.
1. Техника безопасности при работе на компьютере. Аппаратная реализация компьютера. Графический интерфейс Windows'2003.Устройство компьютера. Основные элементы Рабочего стола. Работа с мышью. Работа с окнами.
2. Файлы и файловая структура. Понятие файла и его свойства. Проводник.
3. Основные файловые операции. Создание, сохранение, переименование, удаление, копирование перемещение файлов.
4. Практическая работа №1."Создание графических файлов". Анализ расширения файла.
Векторные форматы. Растровые форматы. Методы сжатия графических данных. Сохранение изображений в стандартных форматах, а также собственных форматах графических программ. Пре-образование файлов из одного формата в другой.
5. Растровая и векторная графика. Достоинства и недостатки.
Растровая графика. Достоинства растровой графики. Недостатки растровой графики. Вектор-ная графика. Достоинства векторной графики. Недостатки векторной графики. Сравнение рас-тровой и векторной графики. Особенности растровых и векторных программ.
6. Цветовые модели в компьютерной графике.
Описание цветовых оттенков на экране монитора и на принтере (цветовые модели). Цветовая модель RGB. Формирование собственных цветовых оттенков на экране монитора. Цветовая модель CMYK. Формирование собственных цветовых оттенков при печати изображений. Цветовая модель HSB (Тон — Насыщенность — Яркость).
7. Графический редактор Paint. Основные инструменты, палитры цветов, графические примитивы. Мозаика.
8. Редактирование изображений в растровом редакторе Paint, копирование, перемещение объекта.
9. Метод конструктора – базовая технология работы с графикой.
10. Практическая работа №2. "Схема проезда". "План комнаты".
11. Ввод текстового изображения. Интерактивное обучение в Paint.
12. Групповые проектные работы. (Реклама, автоперевозки, план квартиры, компьютерного класса, будильник)
13. Векторная графика в Word.
WordArt – фигурный текст. Обрамление страницы.
14. Автофигуры, виды заливок, эффект объёма и тени.
Свойства автофигур, градиентная заливка, текстура, заливка узором, вставка рисунка в автофигу-ру, надпись на автофигуре, применение эффектов объёма и тени.
4. Вставка растрового рисунка.
Фотографирование изображений монитора, метод Print Screen, вставка рисунка из файла.
16. Clip Art – библиотека клипов.
Практическая работа №3 "Реклама турагентства"
17. Групповые проектные работы. (Визитка, афиша, приглашение, обложка журнала).
18. Publisher, назначение и возможности программы.
Каталог публикаций, мастера и макеты публикаций. Задний план.
19. Практическая работа №4 "Создание буклета, календаря. Шаблоны".
20. Проектная работа "Поздравительная открытка".
21. Введение в программу Corel Draw.
Особенности меню. Рабочий лист. Панели инструментов. Панель свойств. Палитра цветов. Строка состояния. Панели — пристыковываемые окна.
22. Основы работы с объектами. Графические примитивы.
Рисование линий, прямоугольников, квадратов, эллипсов, окружностей, дуг, секторов, многоугольников и звезд. Выделение объектов. Операции над объектами: перемещение, копирование, удаление, зеркальное отражение, вращение, масштабирование. Изменение масштаба просмотра при прорисовке мелких деталей.
23. Закраска рисунков.
Закраска объекта (заливка). Однородная, градиентная, узорчатая и текстурная заливки. Формирование собственной палитры цветов. Использование встроенных палитр.
24. Создание рисунка из кривых. Кривые Бизье.
Особенности рисования кривых. Важнейшие элементы кривых: узлы и траектории. Редак-тирование формы кривой. Рекомендации по созданию рисунков из кривых.
25. Методы упорядочивания и объединения объектов.
Выравнивание объектов, порядок, группировка. Операции сложения и вырезания (weld и trim)/
26. Эффект объёма и перетекания.
Метод выдавливания для получения объемных изображений. Перспективные и изометрические изображения. Закраска, вращение, подсветка объемных изображений.
27. Работа с текстом.
Особенности простого и фигурного текста. Оформление текста. Размещение текста вдоль траектории. Создание рельефного текста. Масштабирование, поворот и перемещение отдельных букв текста.
28. Групповые проектные работы " Создание логотипа. Статистический баннер. Иллюстрации".
29. Рабочий экран Adobe Photoshop. Панель инструментов.
Особенности меню. Рабочее поле. Организация панели инструментов. Панель свойств. Панели — вспомогательные окна. Просмотр изображения в разном масштабе. Строка состояния.
30. Работа с выделенными объектами.
Проблема выделения областей в растровых программах. Использование различных инструментов выделения: Область, Лассо, Волшебная палочка. Перемещение и изменение границы выделения.
31. Заливка и работа с цветом.
Взаимосвязь цветов в изображении. Принцип цветовой коррекции. Команды цветовой кор-рекции. Цветовая коррекция Тоновая коррекция.
32. Работа со слоями.
Особенности создания компьютерного коллажа. Понятие слоя. Использование слоев для создания коллажа. Операции над слоями: удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение, объединение.
33. Проектная работа "Работа с фотоизображениями".
34. Итоговая зачётная работа "Коллажи".
Программное обеспечение курса:
1. Расширенный пакет офисных программ Microsoft Office XP
2. Программа CorelDRAW 12.
3. Программа Photoshop CS.
Список литературы:
1. Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения. — Минск, ООО Попурри, 1997.
2. Корриган Дж. Компьютерная графика. — М.: ЭНТРОП, 1997.
3. Олтман P. CorelDRAW 9. — М.: ЭНТРОП, Киев: ВЕК+, Киев:
Издательская группа BHV, 2000.
4. Тайц A.M., Тайц A.A. CorelDRAW 11. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
5. Тайц A.M., Тайц A.A. Adobe PhotoShop 7. — СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
6. Кларк Т.М. Фильтры для PhotoShop. Спецэффекты и дизайн. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004
7. Роуз К. Освой Adobe PhotoShop CS за 24 часа. - Издательский дом «Вильяме» Москва+СПб+Киев, 2004
8. Гурский Ю. Васильев А. Трюки и эффекты PhotoshopCS. – «Питер», 2004
Скачать книгу "Элективные курсы в профильном обучении". НФПК. Москва, 2004г.".
[Начало страницы]
|