Программа “Здоровье”
Задачи:
· создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в школе, способствующих укреплению здоровья;
· увеличение объема двигательной нагрузки учащихся на уроке и вне урока;
· активная пропаганда и организация здорового образа жизни;
· представление информации о способах оздоровления организма, обучение приемам и методам оздоровления организма;
· воспитание негативного отношения к асоциальным явлениям и вредным привычкам;
· установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями по обслуживанию и профилактике заболеваний.
Реализация данных задач будет осуществляться через систему различных форм и методов в комплексе с системой развития учебно-воспитательного процесса.
Рассмотрим детально виды и формы организации оздоровительной деятельности на каждой ступени.
1 СТУПЕНЬ (5-6 классы)
5 класс: Формирование навыков здорового образа жизни
1. Гигиена мальчиков и девочек.
2. Оптимальный двигательный режим. Физическая культура.
3. Формирование правильной осанки.
4. Культура гигиены: гигиена тела и свежесть кожи, гигиенические требования к рукам, уход за волосами, гигиена полости рта, предупреждение инфекционных заболеваний.
5. Гигиена одежды и предупреждение простудных заболеваний,
6. Формирование положительных привычек и поступков учащихся.
7. Воспитание негативного отношения к асоциальным явлениям в окружающей жизни (вред курения, наркомании, алкоголя, СПИДа).
Форма работы:
§ Беседы, лекции, тематические классные часы.
§ Вовлечение в спортивные кружки, секции.
§ Оздоровительные игры в классе и на воздухе.
§ Дни здоровья – дни общения с природой, походы выходного дня, КТД “Осенний марафон”, “Весна пришла”.
§ Малые школьные олимпийские игры.
§ Неделя здоровья.
§ Анкетирование: “Вредные привычки”, “Антитабачное воспитание”, “Перегрузка на уроках”.
§ Мониторинг здоровья (1раз в триместр).
§ Методы оздоровления: закаливание, физкультминутки, профилактический точечный массаж.
§ Встречи с медработником: “Весна и авитаминоз”.
§ Беседы с психологом, оказание помощи при адаптации к средней ступени обучения.
§ Выпуск санбюллетений: “О вреде курения”, “Наркотики - смерть”.
§ Конкурс плакатиков: “Вред курения, наркотиков, алкоголя, СПИДа”.
6 класс: Приобщение к здоровому образу жизни.
1. Здоровый образ жизни.
2. Здоровье человека и окружающая среда.
3. Культура гигиены: уход за кожей лица (веснушки), уход за руками (ногтями), уход за глазами.
4. Прививки и их значение.
5. Предупреждение травматизма на спортплощадке, в школе, на улице.
6. ДТП и профилактика детского травматизма.
7. Отравления, виды отравлений, их предупреждение.
8. Профилактика факторов, пагубно влияющих на здоровье человека: курения, алкоголя, токсикомании, наркотиков.
Формы работы:
§ Беседы, лекции, встречи с медработниками.
§ Тематические классные часы: “Здоровье и труд”, “Отдых и здоровье”, “Красота- это здоровье”, “Зубы и наше здоровье”, “Правильная осанка и походка”. Беседа-диалог “Курить – это модно?”
§ Дни здоровья, походы выходного дня, прогулки в лес: “За здоровьем в лес”, семейные вечера.
§ Малые школьные олимпийские игры.
§ Анкетирование: “Я и моя внешность”, “Что ты знаешь об асоциаль-ных явлениях в окружающей жизни” и др.
§ Мониторинг здоровья (1раз в триместр).
§ Выпуск антиреклама, санбюллетений.
§ Обучение навыкам оздоровления: тренинг: как снять напряжение, усталость, утомление, упражнения для глаз, для кисти рук.
§ Игры – рассуждения: “На скамье подсудимых ложь (жадность)”, “Суд над рукоприкладством (особенно младших)”.
§ Занятия с психологом: культура межличностных отношений.
§ КТД “Рождественские колядки”, “Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья” и др.
§ Диспут: “В чем красота человека?”; “Кто счастливее: здоровый ни-щий или больной король?”
2 СТУПЕНЬ (7 - 8 классы)
7 класс: Формирование полового самосознания и здоровый образ жизни.
1. Особенности подросткового образа жизни.
2. Половое созревание.
3. Изменение обмена веществ в организме.
4. Влияние гормонов на эмоциональную сферу жизни.
5. Рациональное питание.
6. Бытовой травматизм и его профилактика:
7. Негативное отношение к употреблению психотропных и токсичных
веществ.
Формы работы:
§ Тестирование, анкетирование, лекции, беседы-диалоги, встречи с медработником, психологом.
§ Тематические классные часы: “Гигиена подростка”, “Режим дня в жизни здоровья”, “Спорт и здоровье”.
§ Игры-рассуждения: “Суд над алкоголем”, “На скамье подсудимых жестокость (в т.ч. над домашними животными)”.
§ Диспут: “Как счастье человека зависит от его здоровья?”
§ Спортивные игры, городские соревнования, школьные олимпийские игры.
§ Походы выходного дня, дни здоровья, КТД.
§ Выпуск минигазет, санбюллетений.
§ Методы оздоровления: тренинг “Как снять раздражительность, нерв-ное напряжение”, массаж для снятия утомления, “Самочувствием можно управлять”.
8 класс: Развитие навыков здорового образа жизни.
1. Способы профилактики нарушения зрения, простудных и инфекци-онных заболеваний.
2. Санация полости рта.
3. Стресс и выход из него.
4. Коррекция поведения в периоды болезней, физических перегрузок, умственного переутомления (основы саморегуляции).
5. Самочувствие и погода.
Формы работы:
§ Тестирование, анкетирование, беседы-диалоги, диспут “Состояние здоровья и самочувствие”.
§ Тематические классные часы, игры-рассуждения: “Суд над вымогательством”, “Суд над наркоманией”, “На скамье подсудимых СПИД”, “На скамье подсудимых грубость”, “Самочувствием можно управлять”.
§ Дни здоровья, походы, турслеты, КТД.
§ Спортивные эстафеты, школьные олимпийские игры, городские соревнования.
§ Выпуск минигазет, санбюллетений, антирекламы.
§ Методы оздоровления: “Дыхательная гимнастика”, “Аутотренинг”, тренинг “Как снять головную боль?”, гимнастический комплекс “Хотите подрасти?”
3 СТУПЕНЬ (9 – 11 классы)
9 класс: Формирование представлений о здоровом образе жизни как гарантии здоровья будущего поколения.
1. Понимание физиологии здоровья.
2. Гигиена юноши и девушки.
3. Взаимопонимание в семье.
4. Саморегуляции чувств, эмоций, переживаний в стрессовых, конфликтных, драматических и трагических ситуациях.
5. Развитие нетерпимости к асоциальным явлениям в окружающей жизни.
6. Негативное отношение к нездоровым сексуальным проявлениям.
7. Венерические болезни.
Формы работы:
§ Беседы, лекции, диспуты, тематические классные часы, КТД.
§ Дни здоровья, походы, турслеты.
§ Спортивные игры, школьные олимпийские игры, Городские соревнования.
§ Встречи со специалистами. Первая помощь до прихода врача.
§ Выпуск антирекламы, санбюллетений.
§ Методы оздоровления: “Самочувствием можно управлять”, тренинги, лекарственные травы.
§ Интеллектуальный марафон ”Как стать здоровым?”
10 класс: Формирование идеала жизни.
1. Развитие способности оценки собственной жизни с позиции добра, истины, красоты.
2. Формирование готовности к активному самопознанию и объектив-ному самосознанию.
3. Развитие творчества и самотворчества.
4. Идеал мужчины и женщины (социальные, физические, историче-ские, психологические представления).
5. Формирование способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
6. Развитие навыков активного отдыха.
7. Развитие стрессоустойчивости.
8. Диета и рациональное питание.
9. Негативное отношение к нездоровым сексуальным проявлениям.
10. Пропаганда здорового образа жизни, нетерпимости к асоциальным явлениям в окружающей жизни.
Формы работы:
§ Беседы, лекции, диспуты, дискуссии, тематические классные часы, проектная деятельность, КТД.
§ Дни здоровья, походы, турслеты.
§ Спортивные игры, школьные олимпийские игры, Городские соревнования.
§ Диагностический контроль состояния здоровья выпускника.
§ Выпуск антирекламы, санбюллетений.
§ Методы оздоровления: “Познай себя”, тренинги.
§ Экологические марафоны.
§ Интеллектуальный марафон ”Как быть здоровым?”
11 класс: Формирование идеала человека, активной жизненной позиции.
1. Назначение человека в жизни, «Я» в мире.
2. Формирование потребности активного саморазвития.
3. Ценностно – ориентированное единство классного коллектива.
4. Формирование навыков безопасного поведения.
5. Поведение в экстремальных ситуациях.
6. Негативное отношение к нездоровым сексуальным проявлениям.
7. Пропаганда здорового образа жизни, нетерпимости к асоциальным явлениям в окружающей жизни.
8. Осмотрительность в знакомствах, связях (90% убийств и насилий является следствием неразборчивости в выборе друзей).
Формы работы:
§ Беседы, лекции, диспуты, дискуссии, тематические классные часы, проектная деятельность, КТД.
§ Дни здоровья, походы, турслеты.
§ Спортивные игры, школьные олимпийские игры, Городские соревнования.
§ Встречи со специалистами, медработниками.
§ Сотрудничество с родителями учащихся, консультирование родителей.
§ Методы оздоровления: “Познай себя”, тренинги.
§ Экологические марафоны.
§ Интеллектуальный марафон ”Как быть здоровым?”
[Начало страницы]