На уроках информатики очень удачно осуществляется личностно-ориентированное обучение. Обучение школьников в условиях постоянного доступа к компьютеру обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии обучающихся.
Организация внеклассной деятельности — это не продолжение урока, и не добавка к уроку, и даже не модификация урока. Обучаемые убеждены, что все, что происходит за пределами урока, производится добровольно, поэтому — должно быть приятно и полезно. Во внеурочной работе применяются такие методы, которые в комплексе осуществляет формирование и совершенствование самореализации индивидуальности — это дополнительные курсы, дистанционное обучение, олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы-проекты, предметные недели. При организации такой внеклассной формы групповой работы подход к обучению может быть только личностно-ориентированным: обучение в малых группах по принципу сотрудничества. В группе во время занятий создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, каждый может сказать на занятиях: «Это интересно!», «Это моё мнение!», «Это я сделал сам!».
Во многих случаях достаточный эффект достигается осознанием такого простого факта, что всегда найдется тот, кто сможет дать небольшую консультацию: указать адрес нужного сайта или предложить вариант конкретного решения. Кроме массы положительных момен-тов этического и познавательного плана, взаимопомощь реально разрешает проблему перегруженности учителя, который порой бывает не в состоянии ответить на бесконечное число одновременно задаваемых вопросов. Велика и социальная значимость дружественной атмосферы проектной деятельности, благодаря которой ученики начинают понимать, что помощь может приходить к ним из разных источников, и, постепенно овладевая навыками общения со своими сверстниками, осознавать, что опыт и умения их товарищей нередко оказываются полезными и нужными всем.
Важнейшим отношением в совместной деятельности учителя и обучаемого, как на уроке, так и во внеклассной работе, является отношение «человек — человек», и именно оно выступает в качестве главного, ведущего, доминирующего на всех этапах и уровнях деятельности учителя. Интеллигент будущего, каким мне хочется видеть каждого своего ученика, невозможен без умения эффективно и плодотворно использовать электронного «партнера» в своей работе. Но он перестал бы быть интеллигентом, если бы компьютер заслонил ему Человека. Неважно, что созданная ими, компьютерная программа будет по-детски наивной и несовершенной с точки зрения профессионала, важно, что старшеклассники, реализовали в ходе выполнения проекта свой творческий потенциал.
Наши школьники участвовали в Областном конкурсе по компь-ютерным технологиям «Мой родной край», организованном губернатором Д.Зелениным. Работы 8 обучающихся напечатаны в альманахе «Мой край», 10 обучающихся получили бесплатные путёвки во Всероссийский лагерь компьютерных технологий «КомпьютериЯ». На Областном конкурсе по компьютерным технологиям «Компьютерная фантазия» Соловьёв Денис, Агеев Алексей, Павлушов Михаил представили мультимедийный проект «Мега», Канарейкина Анастасия - презентацию о проведённой экологической работе по исследованию острова Кличен. На VI - Всероссийской компьютерной конференции «Компьютерные технологии - школьникам России», проводимой в Санкт-Петербурге, Соловьёв Денис награждён дипломом. Но есть и огорчения, мы получили приглашение на участие во Всероссийском молодежном фестивале информатики и программирования. И есть ребята, увлечённые идеями IT – технологий, которые с гордостью смогли бы защитить честь родной школы и города, да за участие команды необходимо было заплатить оргвзнос в размере 25000 рублей. Финансирование участия в мероприятии осуществляется за счет на-правляющей стороны. А спонсоров мы так и не нашли. Жаль, что в нашей стране развитие талантов ещё во многом зависит и от их финансового благополучия.
С 2000г. наша школа успешно сотрудничает с Негосударственным учреждением дополнительного образования Учебным центром фирмы «Андреев софт» города Твери. Ежегодно по программе двух и четырехлетнего непрерывного образования, разработанной совместно с Учебным центром, у меня обучается около 120 обучающихся 3-11 классов, а также обучаемые из других школ, профтехучилищ и техникумов нашего города. Выпускники компьютерных курсов получают два диплома, один из которых диплом государственного образца о присвоении квалификации «Оператор ЭВМ 2 разряда», несколько человек уже работают по данной специальности. Фирма «Андреев Софт» обеспечивает льготы в обучении детям из неблагополучных и малообеспеченных семей.
С 2004 года школа - участник пилотного проекта IT Academy, организованного при содействии фирмы Microsoft. Я прошла обучение в Центре «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана по программе Microsoft IT Academy, по окончании, которого было успешно пройдено тестирование и получен сертификат Microsoft, так же я стала автори-зованным преподавателем по программе Microsoft IT Academy. Участвуя в пилотном проекте, шестеро обучающихся нашей школы успешно сдали сертификационные экзамены и получили международные сертификаты Microsoft Office Specialist (MOS), что подтверждает очень высокое качество образования обучающихся. Это дает возможность учащимся продолжать свое образование и достигать дальнейших ступеней международной сертификации как MOS, так и ECDL «Европейские компьютерные права». Эти сертификаты признаны в 140 странах мира. Ежегодно обучаемые проходят тестирование и получают всероссийские сертификаты Общества «Знание» России по самым современным и востребованным направлениям информационно-коммуникационных технологий.
Еще одним преимуществом информатизации обучения станет другое отношение к контролю, к экзаменам. Интерактивная сеть позволит учащимся экзаменовать самих себя постоянно в спокойной обстановке, используя всевозможные формы самотестирования. В этом случае официальные экзамены перестанут навевать столько опасений и приносить столько сюрпризов. И, наконец, новые технологии не приведут к изоляции обучающихся друг от друга. Одна из важнейших целей образования - научить обучаемых работать в коллективе, общаться со своими сверстниками с помощью сети Интернет.