фото школы

сайт учителя информатики



  
  © Ахмедова Е.В.
конкурс сайтов
почта на главную

Целевая комплексная система воспитательной работы с классом
"Здоровый образ жизни"


Единственная красота – это здоровье.
Г.Гейне


I. ОБОСНОВАНИЕ.

     Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. В национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Школа и общество – сообщающиеся сосуды. Любое изменение ситуации в обществе обязательно сказывается на жизни школы, меняет ее задачи, приоритеты, требования к ученику, структуру и содержание образования.
     Анализ школьной жизни убеждает в том, что необходимо изменить соотношение между воспитанием и обучением. В настоящее время между ними наблюдается разрыв, не обеспечивается единство учебного и воспитательного процесса. Загрузка памяти ученика обширной информацией отодвинула на задний план формирование у детей нравственно здорового образа жизни. К сожалению, экономические трудности, нестабильность многих семей, низкий духовно-нравственный уровень населения, привели к тому, что сегодня для многих семей школа стала единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижений, муки и счастье творчества, почув-ствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других. А ведь воспитание – это процесс организации здорового образа жизни и сознательного поведения детей, создание условий для развития личности. В концепции модернизации российского образования этой проблеме уделяется большое внимание: “планируется провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в школах условий для сохранения и укрепления здоровья детей…”
     В словаре русского языка Ожегова С.И. понятие “здоровье” рассматривается как правильная нормальная деятельность организма. Очевидно, что здоровье, в нашем понимании слова, лежит в основе благополучия любого человека. Фундамент здоровья закладывается в детстве, и это забота не только медиков. По данным исследований Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит:
     · на 50% - от социальных условий и образа жизни
     · на 25% - от состояния окружающей среды
     · на 15% - от наследственной программы
     · на 10% - от уровня здравоохранения.
     В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения здоровье определяется состоянием полного телесного, душевного и социального благополучия. Однако в результате порожденных социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, здоровью человека уделяется все меньше и меньше внимания. Поэтому проблема воспитания в каждом школьнике мотивации к сохранению здоровья актуальна. И здесь важно вспомнить древнюю мудрость, которая гласит, что подорвать здоровье намного легче, чем потом добиваться его восстановления. Здоровье – действительно та вершина, на которую каждый должен подняться сам.
      Физиологическое здоровье учащихся должно рассматриваться как важнейшая социальная, личностная ценность, тесно связанная с нравственным здоровьем, превращая охрану здоровья учащихся в одно из самых приоритетных направлений работы школы. Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
     Реальность педагогической действительности, когда нет четких ориентиров воспитательной работы, заставило меня обратиться к проблеме формирования здорового образа жизни моих воспитанников, как основополагающей проблеме воспитания.

II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
     Предметом исследования, а также целью данной комплексной воспитательной системы, является поиск наиболее оптимальных средств сохранения нравственного, физического и психического здоровья учащихся, формирование у детей устойчивого, систематического стремления к здоровому образу жизни, поэтапное создание в школе условий для развития личности, ее познавательных и созидательных способностей. Данная система воспитательной работы обращена, прежде всего, к ребенку, его уму, душевному состоянию, практическим действиям. Если родители и учителя не увидят важности трех человеческих качеств: умственного, физического и нравственного здоровья, то они никогда не смогут помочь ребенку стать личностью.
     Смысл образования, в первую очередь, заключается в том, чтоб ввести ребенка в мир знаний и развития, не исключая совершенствование здоровья, как основополагающего и приоритетного направления в модернизации образовательного процесса в целом. Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения.
     Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем.
     В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
     Задачи: на основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для интеллектуального, физического, нравственного развития детей. Для решения постав-ленных задач необходимо создание соответствующего морально-психологического климата в классе и в школе, творческой атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом, помогает в формировании жизненной позиции.
Данная система воспитательной работы представляет собой экспериментальный курс и рассчитана на реализацию в течение 7 лет, предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию. Система выстраивается ступенчато в зависимости от психолого-возрастных и физиологических особенностей возраста школьников.
     Воспитательные задачи и цели детализированы на каждом возрастном этапе.

1 ступень (5-6 классы).

Девиз: Поможем детям открыть себя.
Цели: развитие личности ребенка, совершенствование интеллекта, формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:

1. оказание помощи адаптации учащихся к средней ступени обучения;
2. воспитание у учащихся мотивации обучения, значимости образования;
3. формирование потребности в творческой деятельности, развитие познавательных интересов, участие в кружковой работе по интересам;
4. укрепление здоровья детей;
5. формирование положительных привычек и поступков, негативного отношения к асоциальным явлениям в окружающей жизни;
6. накопление у детей опыта бесконфликтных, деловых взаимоотношений, создание микрогрупп в коллективе в атмосфере взаимопонимания и доброжелательности, классного самоуправления;
7. изучение личности учащихся, семейно-бытовых условий, социума родителей;
8. способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о Родине, об окружающем мире, приобщение к национальным традициям.

2 ступень (7-8 классы).

Девиз: поможем детям развить себя.
Цели: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности, развитие навыков здорового образа жизни.
Задачи:

1. оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки;
2. развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества;
3. создание условий для поддержки стабильного здоровья детей;
4. формирование полового самосознания, развитие навыков здорового образа жизни;
5. сознательное соблюдение нравственных и этических норм поведения;
6. развитие национального самосознания на основе расширения краеведческой, художественно-эстетической деятельности;
7. социализация личности через КТД (коллективные творческие дела);
8. профилактика правонарушений подростков.

3 ступень (9 - 11 класс).

Девиз: поможем подростку наладить общение с миром.
Цели: воспитание духовно-богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на глубокие нравственные ценности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачи:

1. обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащегося;
2. понимание физиологии здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни, как гарантии здоровья будущего поколения;
3. развитие коммуникативных качеств и школьного ученического самоуправления;
4. дальнейшее развитие социального самосознания, формирование гражданской ответственности и правового самосознания;
5. развитие нетерпимости к асоциальным явлениям;
6. социализация личности в социуме.

Принципы организации здоровьесберегающих технологий:
· системный подход – взаимодействие различных специалистов всех уровней: администрации школы, психолога, врача, педагогов;
· комплексный подход – использование целого комплекса различных методов и приёмов при организации здоровьесберегающей среды;
· индивидуальный подход – учёт индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей учеников ( их мотивацию, ценности, самосознание);
· позитивный подход – опора на сильные стороны в личности и поведении ребёнка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);
· гуманистический подход – признание активной роли самого ребёнка в сохранении своего здоровья, его право на выбор, вера в способность учащегося делать правильные выборы (ребёнок - не пассивный объект воздействия, а активный субъект).
     Успешность осуществления поставленных целей будет во многом зависеть от включенности классного руководителя, учащихся и родителей в процесс реализации данной программы, заинтересованности каждой из сторон.

Критериями эффективности функционирования данной системы является:
· отношение всех учащихся к учебе и здоровому образу жизни,
· качественный рост воспитанности учащихся, выражающийся в развитии личности и сущностных сфер человека,
· взаимодействие различных социальных институтов, участвующих в воспитательной работе: школы, семьи, учреждений дополнительного образования и других.

     Педагогическое действие – привлечение самих учащихся к учебно-воспитательной работе, когда ребенок становится и объектом и субъектом воспитания. Мое отношение к личности ученика базируется на признании его как субъекта собственной жизни, который сам творит дела на улице, в общественных местах, в том числе и в школе. Поэтому я стараюсь вести воспитательную работу в рамках классных часов, внеклассных, внеурочных специально подготовленных мероприятий и коллективных творческих дел.

III. НАПРАВЛЕНИЕ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
     Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Основные направления учебно-воспитательной работы следующие:
· перестройка учебного процесса, введение инновационных технологий и методов обучения, обеспечивающих современное качество образования,
· оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в школе условий для сохранения и укрепление здоровья детей,
· в воспитательной работе используются направления деятельности: познавательное, спортивно-оздоровительное, нравственное, гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, экологическое, трудовое, аналитико-диагностическое, воспитание семьянина.

     Разработана программа “Здоровье” – программа оздоровительной работы на 7 лет и курс этикета “Академия вежливых наук”, “Фонд идей” - калейдоскоп возможных форм работы с учащимися.

Скачать "Целевая комплексная система воспитательной работы"

[Начало страницы]

Hosted by uCoz