фото школы

сайт учителя информатики



  
  © Ахмедова Е.В.
почта на главную

Урок на тему: «Моделирование календаря в среде Microsoft Publisher». 9 класс.


Цели урока:
Образовательная:
- закрепить и систематизировать знания и умения учащихся по теме издательская система “MS Publisher”;
- мобилизация всех необходимых знаний и навыков работы с инструментарием программы, приобретенных ранее;
- фантонирование идей по оформлению, дизайну, информационному содержанию работы;
- практическизначимый конечный результат;
Обучающая цель:
- повторить и обобщить знания о способах обработки графической информации, находить различия растрового и векторного способа представления графической информации;
- развивать самостоятельность, инициативу и умения сочетать самостоятельную работу с приемами самообучения;
Познавательная:
- знакомство с современными компьютерными технологиями, повышение интереса к занятиям информатикой;
Развивающая:
- умение оперировать новой терминологией;
- продолжить развивать умения учащихся применять компьютер для решения конкретных задач из конкретной предметной области;
- развивать навыки мыслительной деятельности, включая каждого учащегося в учебно-познавательный процесс и создавая условия для работы каждого в индивидуальном темпе;
Мотивационная:
- Стимулирование познавательного потенциала учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом.
- активизировать деятельность каждого учащегося посредством демонстрационной оценки своей работы;
Воспитательная:
- воспитывать любовь к родному краю;
- продолжить формировать эстетическую и художественную культуру учащихся средствами компьютера.

Задачи урока:
Учебная: Развивать способность видеть многообразие вариантов решений реальной задачи, снять страх перед неизвестным или перед дилеммой выбора.
Познавательная: Создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы, где нужно как принимать решения, так и реализовывать их.
Развивающая: Развивать гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность и воображение, чувство прекрасного, точности цветового восприятия, творческой фантазии;
Воспитательная: Воспитывать гражданскую патриотическую позицию, информационную культуру, положительное отношение к знаниям.

Учащиеся должны знать:
- способы представления графической информации в компьютере; объяснять различия растрового и векторного способа представления графической информации.
- назначение, основные возможности, основные объекты графического редактора и допустимые над ними операции, уметь их применять для создания и редактирования изображений;
- владеть умениями создавать растровое графическое изображение, графические примитивы средствами векторной графики, иметь представление об интерфейсе программы Paint, WORD.
Учащиеся должны уметь: создавать графические объекты с использованием мастера MS Publisher, эстетически грамотно оформлять выполненную работу.

Тип урока: урок изучения нового материала и совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: практическая работа.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Технология: личностно-ориентированная, индивидуальная и групповая работа.
Оборудование: интерактивная доска InterWrite, компьютерный класс (20 рабочих мест) на базе ПЭВМ Pentium-IV 2400 МГц, ОЗУ 1Гб, ГHDD 120Гб, SVGA 64 Мб.
Программное обеспечение: Windows’ XP, MS Publisher’2003, PowerPoint’2003, Методическое обеспечение урока:
• презентация «Моделирование в среде MS Publisher”.
• раздаточные материалы с заданиями (Приложение 1).
Время проведения – 1 урок.
Подготовительная работа (учителя, совместно с кем-либо из учащихся):
- Нахождение в Internet, сканирование информации с фотографиями Осташкова, озера Селигер, красотами Тверского края, копирование и помещение её в папки «Рисунки» общего пользования локального диска D:, Е:.

Содержание урока:
                        Эпиграф: Творческим считается любое действие, которое
                        эффективно и вызывает удивление. (Дж. Брунер)

1. Организационный момент.
Мотивационное начало урока. Постановка цели.
2. Активизация опорных знаний. Блиц – опрос.
3. Компьютерный вернисаж. Разработка и представление творческих проектов «Создание образной информационной модели в программной среде Microsoft Publisher “Календарь - 2008год”».
4. Рефлексия. Оценка своей работы и работы своих товарищей по критериям, разработанным ими на предыдущих уроках. Самооценка.
5. Домашнее задание.
I. Организационный момент
После традиционного приветствия учитель знакомит учащихся с целями урока и основными этапами урока, и временными рамками каждого этапа урока.
«Обработка графической информации – это самая интересная и загадочная область применения компьютера. Сегодня мы с вами откроем некоторые тайны компьютерной графики. Тема нашего урока «Моделирование календарей в среде Microsoft Publisher».
II. Актуализация знаний учащихся (проводится в форме беседы)
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:
1. С какими видами компьютерной графики мы познакомились на прошлых уроках? (Растровая, векторная)
2. Как представляются растровые изображения? (Наборами точек, пикселей)
3. Как представляются векторные изображения? (Наборами примитивов, заданных формулами)
4. Чем отличается векторная графика от растровой? Назовите их достоинства и недостатки. (см. таблицу)
5. В каком виде хранит компьютер графические данные? (В числовом, в двоичных кодах)
6. Растровым или векторным редактором является Paint? (Растровым)
7. Можно ли отредактировать фото в программе MS Word? (Только увеличить яркость, контрастность, совсем незначительно)
8. Кто использует растровую и векторную графику в своей профессии? (Растровой графикой пользуются фотографы и художники, а векторную графику используют дизайнеры, модельеры, конструкторы)
9. Вот и возникает ребята вопрос: “Что лучше растр или вектор? “ (смотря для чего используется)
Ребята, вы, конечно, любите компьютерные игры? (Да.)
Я вам открою третью тайну. В современных компьютерных играх используется самый сложный вид компьютерной графики – трехмерная графика, фрактальная.
У трехмерных изображений должна быть не только ширина и длина, но и глубина для того, чтобы их можно было поворачивать и рассматривать с разных сторон.
Ребята, изучая информатику в старших классах, мы постепенно будем открывать новые тайны компьютерной графики.
III. Объяснение нового материала
Заданием урока будет создание творческого проекта «Календарь 2006» в программе MS Publisher. I этап: Погружение в тему будет проходить через знакомство календарями, высказываниями об календаре. С древнейших времен люди стремились придать окружающей действительности черты упорядоченности, отделить свою жизнь от хаоса и неизвестности.
По С.И. Ожегову: «Календарь –
1. Способ исчисления дней в году. Юлианский календарь (старого стиля), Григорианский (нового стиля).
2. Таблица или книжка с перечнем всех дней в году с указанием памятных дат, с различными справочными сведениям (Настольный, отрывной)
3. Распределение по времени (дням, месяцам) отдельных видов деятельности (солнечный, календарь земледельца, рыбака).
Время всегда было для человека одной из самых больших загадок. В нашем языке "время" - одно из немногих понятий, смысл которого нельзя объяснить другими словами. И все же человек сумел справиться со временем, заставив его течь в четко заданных рамках. Недаром изобретение календаря считается одной из самых важных вех в истории человечества и сравнивается с появлением колеса и письменности.
Мы настолько привыкли к календарю, что даже не отдаем себе отчета в том, как велико его значение в нашей жизни. Без упорядоченного счета времени никакая культура невозможна! Само же слово календарь произошло от латинских слов caleo — провозглашать, и calendarium — долговая книга. Календарем называют определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).
Современный вид табель-календарь приобрел только после изобретения печати.
Впервые карманный календарь первого типа в СССР был сдан в набор в ноябре 1945 года и выпущен уже в 1946 году в Москве фабрикой настольно-печатных игр Краснопресненского РПТ. Календарь этот был сделан из картона, а поясок - из плотной бумаги. Несмотря на то, что календарь этот вкладывался в картонную обложку, он оказался очень недолговечным. Поясок вскоре рвался, и календарь выбрасывался. Можно только удивляться, что до нашего времени он сохранился хотя бы в нескольких экземплярах.
II этап: Для работы откройте файл на Рабочем столе презентацию «Моделирование календаря в среде MS Publisher». Компьютерная презентация – это эффективный способ подачи нужной информации, текста, иллюстраций, объясняющий принцип работы над проектом. Ознакомление с последовательностью выполнения. (Показ слайдов).
На этом занятии мы будем работать с использованием тех знаний, умений и навыков, которые получили на предыдущих уроках. Но вас ждет самостоятельная практическая работа, более сложная, чем выполняемые вами ранее задания. Для этого вам понадобиться ещё один новый инструмент: Межпрограммный буфер обмена. Принцип его использования аналогичен программе MS Word.
III этап Практическая работа.
Переходим к выполнению практического задания. Каждый из Вас получает карточку с алгоритмом выполнения задания.
Если вы хотите использовать изображение на WEB, воспользуйтесь командой в меню Файл/Создать WEB узел из текущей публикации. На календаре использовать только фотографии родного края.
IV. Выполнение и защита творческого проекта: Создание образной информационной модели в программной среде Microsoft Publisher “Календарь на 2008 год”.
На выполнение практического задания учащимся отводится 20 минут урока. Каждый ученик имеет свою индивидуальную карточку с заданием. Так как, умения учащихся общаться с компьютером, даже в одном классе различны, то и предлагаемые задания дифференцированы по уровню сложности.
Работая на компьютере над творческим заданием, ученики овладевают и техническими умениями: создают свой файл, сохраняют рисунок, передают по сети, распечатывают на принтере.
Компьютер помогает также рассмотреть новые подходы к изобразительному искусству, сформировать познавательный интерес, реализовать потенциальные возможности учащихся, использовать новые формы в воспитательной работе для формирования патриотических чувств школьников.
При выполнении практического задания учащимися учитель выступает в роли консультанта: помогает учащимся в настройке программы и устройств в случае возникновения сбоя в работе системы и других ситуациях.
V. Рефлексия (Анализ результатов творческого проекта).
В нашей работе много рисунков, и все они обработаны компьютером. Попробуйте найти среди них растровые, векторные, трехмерные.
Оценим наш урок по 5-бальной системе. У вас на столах лежат карточки:
Я МЫ ДЕЛО НАСТРОЕНИЕ
• Я – моя работа на уроке.
• МЫ – работа класса.
• ДЕЛО – достигнута ли цель?
• НАСТРОЕНИЕ – нарисуй смайлик: 5 - отличное, 4 - хорошее, 3 - грустное.
Дайте самооценку своей работе по схеме:
Самооценка
1. При разработке творческого проекта и на его защите я
• узнал ...
• понял ...
• научился …
2. Лучше всего на занятиях у меня получалось …
3. Основные трудности у меня были …
4. Какие изменения произошли у меня:
• в знаниях по предмету,
• в умении чувствовать и ощущать,
• в моих творческих способностях,
• в умении осознавать себя.
VI. Домашнее задание
Подготовить ответ на вопрос: для чего нужны визитные карточки? Предложить им подумать, какую еще информацию, кроме имени, вы хотели бы поместить на бэдже, какая информация должна обязательно содержаться на визитной карточке делового человека.
Анализ урока.
Сегодня актуальна фраза: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. Поэтому современная школа и современный учитель должен решать не только задачу овладения знаниями, умениями и навыками, но и в значительной степени овладения опытом оценочной, эмоциональной и творческой деятельности на базе применения алгоритма и модулирования знаний.
Современный урок ценен не только получаемой на нем информацией, но и прежде всего, обучением в ходе его способам деятельности для получения информации. Роль учителя на уроке состоит в стремлении передать способ творческой деятельности и приобщить детей к самостоятельному творчеству, пусть даже на элементарном уровне. Задания должны быть легкие, но в то же время они должны содержать "изюминку", заставляющую начинать думать САМОСТОЯТЕЛЬНО. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат.
Подводя итог, можно сказать, что в изучении темы “Компьютерная графика” применение идей метода проектов вполне оправдано. Отработка навыков работы в графических редакторах MS Paint, MS Word, MS Publisher, CorelDraw, Photoshop с использованием метода проектов позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями. Все мы хотим, чтобы из наших детей получались натуры творческие и одаренные. Прекрасно понимая, что многим из ребят не хватает порой даже внимания родителей, а не только их понимания и уж тем более творческого воспитания.

Приложение 1.
Мастер публикаций
- Запустите программу MS Publisher c панели быстрого запуска, выполнив щелчок по ярлыку программы, или, выполнив команду Пуск -Программы -MS Publisher.
- В окне «Календари» выберите образец календаря и нажмите кнопку «Запустить мастер».
Цветовая схема
• Выберите цветовое оформление календаря, перемещаясь по текстовому полю схемы с помощью мыши или клавиш управления курсором.
Изменение календарных дат
• Отвечая на вопросы мастера, выберите:
– тип календаря (на месяц, на год),
– ориентацию листа (книжная, альбомная),
– измените диапазон дат календаря.
• Нажмите на клавишу «Готово»
Редактирование календаря
• Удалите с макета календаря ненужные векторные и растровые объекты.
• При необходимости панель мастера поможет изменить ответы на вопросы.
Задний план
• Выполните команду Вид-Задний план.
• С помощью кнопки «Рамка картинки» панели «Объекты», пристыкованной слева, нарисуйте рамку для фотографии календаря.
• Вставьте картинку в рамку, выполнив команду Вставка-Картинка-Из файла.
• Выполните команду Вид-Передний план.
Форматирование календаря
• Выделив нужный объект, измените его размер, цвет шрифта, цвет заливки, выравнивание, цвет границы. Все необходимые для этого кнопки находятся на панели инструментов «Форматирование», пристыкованной над рабочей областью документа.
Формат по образцу
• Форматируйте одинаковые объекты, используя кнопку «Формат по образцу» Для этого выделите объект, выполните двойной щелчок по кнопке «Формат по образцу», протяните ею по всем объектам, требующим форматирования.
Надпись WordArt
• Используя буфер обмена, вставьте объекта WordArt из текстового процессора Word, поместив на календарь фигурный текст «2008 год».
Сохранение документа
• Используя текстовую рамку, подпишите фотографию на календаре. Надпись под фото должна быть уникальной и отражать все достоинства и красоту родного края.
• Сохраните документ в своей папке.
Печать документа
• Используя «Моё сетевое окружение» поместите свой документ в сетевую папку «Работы» компьютера N01.
• Распечатайте его на сетевом принтере Laser Jet 6P.

Визитка урока
Календарь
Презентация к уроку

[Начало страницы]
Hosted by uCoz